Тема урока: Собирание русских земель вокруг Москвы.
Тип урока: урок овладения новыми знаниями.
Цель урока:
- деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата),
- содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: Дмитрий Донской, Куликовская битва.
- воспитательная цель: показать примеры героизма и мужества русского народа в Куликовской битве.
Задачи:
- личностные: формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
-метапредметные: владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, тезисы, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
-предметные: способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности.
Оборудование: учебник Д.Д. Данилов, С.М. Давыдов, Н.В. Коробкина История России. 6 класс. М.Баласс, 2012; рабочая тетрадь к учебнику; мультимедийная доска, презентация; карта: “Образование Российского централизованного государства”.
Ход урока.
- Организационный момент.
Создание положительного психологического и эмоционального настроя.
Деление класса на 4 группы, выборы лидера в каждой группе.
- Актуализация знаний по теме.
В первой половине 14 в. Москва стала тем городом вокруг, которого собирались русские земли.
-Согласны ли вы с этим фактом? Обсудите это в своих группах. Аргументируйте своё мнение.
Учащиеся высказывают своё мнение по группам. Учитель подводит итог, указывая на факторы возвышения Москвы ( выводит на слайд )
-Ребята выполните задание в рабочей тетради (задание 1, стр. 56).
Несколько учеников (4-5) озвучивают выполненное задание и сразу оценивают себя.
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Откройте учебник на стр.___ Давайте сформулируем тему и цели урока.
Учащиеся называют тему урока
Учитель: Правильно, сегодня тема нашего урока «Собирание русских земель вокруг Москвы»
Цель: доказать, действительно ли Москва обладала достаточной мощью и авторитетом, чтобы возглавить объединение русских земель
Проблема: Зачем нужно было объединение русских земель?
- Первичное усвоение новых знаний.
Сейчас мы поработаем с учебником и контурной картой (рабочая тетрадь задание 2):
1) Найдите и обозначьте на карте самые сильные княжества Руси данного периода (учащиеся отмечают на контурной карте Московское, Тверское, Суздальско-Нижегородское, Рязанское княжества)
2) Определите, за счет каких земель произошло увеличение территории Московского княжества (отмечены: Коломна, Переяславское княжество, Можайск)
3) Назовите и отметьте на карте главных соперников Москвы ( отмечены Тверское и Литовское княжества)
А теперь давайте окунемся в исторические события XIV века. Работа с историческим документом.
Приложение 1. Русь и Орда накануне Куликовской битвы.
Отрывок из летописи:
“Осенью пришел окаянный Мамай на Русь с единомышленниками своими. Возгордившись и считая себя царем начал осуществлять злой замысел, темных своих князей звать. И сказал им: “Пойдем на русского князя и на всю силу русскую, как при Батые было, христианство уничтожим, и церкви божии спалим, и кровь их прольем, и законы их погубим”.
Отрывок из монгольской песни:
Вспомним, вспомним степи монгольские –
Голубой Керулен, Золотой Онон!
Сколько, сколько монгольским войском
Втоптано в пыль непокорных племен!..
Мы бросим народам грозу и пламя,
Несущие смерть Чингиз-хана сыны.
Пески сорока пустынь за нами
Кровью трусов обагрены…
Голубой Керулен, Золотой Онон!
Сколько, сколько монгольским войском
Втоптано в пыль непокорных племен!..
Мы бросим народам грозу и пламя,
Несущие смерть Чингиз-хана сыны.
Пески сорока пустынь за нами
Кровью трусов обагрены…
-Какая главная мысль передается каждой строчкой летописи и словами монгольской песни?
Что делать в этой ситуации русскому князю?
Ответы детей после обсуждения в группах.
По всем городам и весям зазвучали призывы Московского князя собираться в войско. Звонили колокола по всей земле Русской…
Заполнение таблицы: Подготовка к сражению (распечатки на столах).
Заполнить таблицу до конца.
Вопросы для
сравнения
|
Орда
|
Москва
|
1.Цели
|
Покорение Руси и возобновление выплаты ордынского выхода
Разгром основных центров силы Русской земли
| |
2.Союзники
|
Литовский князь Ягайло
Рязанский князь Олег
| |
3.Войско
|
Усиление конного войска нанятой генуэзской пехотой
|
По летописному преданию перед походом Дмитрий Иванович посетил Троицкий монастырь. Сергий Радонежский благословил войска на битву и послал в бой двух монахов-богатырей (Пересвета и Ослябю). А в православии существует 10 заповедей, одна из которых – не убий. Почему это происходит? (ответы учащихся)
- Первичная проверка понимания.
Работа с учебником и выполнение заданий в рабочей тетради:
Задание 3 в рабочей тетради – 3 мин. (умение определять причины)
Задание 6 в рабочей тетради – 3 мин. (умение определять причины)
4 ученика озвучивают выполненное задание и сразу оценивают себя.
6. Первичное закрепление : задание 7 в рабочей тетради (умение сравнивать)
7. Домашнее задание: параграф по теме урока, коллаж или рисунок доспехов воинов Куликовской битвы (русского и монгольского)
И.Ф. капитана Список команды Оценка за деятельность каждого в группе (за конкретно выполненное задание)
Спасибо, за хорошую работу на уроке. До свидания.
Комментариев нет:
Отправить комментарий